Home

Реклама

Previous Entry | Next Entry

Новая колонка в РИА

  • 28 Ноя, 2008 at 7:14 PM


Индийский синдром

Вот это и случилось. В Мумбаи – террор. Конечно, в связи со вчерашними событиями встают насущные вопросы: кто скрывается за террористами, правда ли, что тут замешана Аль-Каида, сдетонирует ли пакинстано-индийский конфликт… но мы о другом. С политической точки зрения о второстепенном. С символической – об очень важном.

 

Захвачены были не просто важные стратегические объекты, но прежде всего роскошные гостиницы сети «Оберои». Террористы ворвались в здания, которые казались отрешенными от роскошно-хаотической и неухоженной реальности. Быстро нейтрализовали многочисленную охрану, получили сведения о номерах, где проживают иностранцы. И устроили фронтальную проверку документов. Чтобы выявить англичан с американцами. Как наши славные милиционеры выявляют лиц приезжей национальности. Но в отличие от российских стражей порядка, индийские исламисты торговаться не желали, денег не просили. Они произвели селекцию по признаку гражданства, согнали часть туристов на крышу – прихватив с собой не только англосаксов: судя по всему, среди заложников есть россиянин – почему и зачем, непонятно.

Требования привычные, террористические. Выпустить товарищей из тюрем. Выполнить набор каких-то политических условий. Все как всегда. Уже приелось, отклика не вызывает. Непривычно только то, что жертвами террора в Индии последних лет становились свои же, причем небогатые, индусы; взрывы гремели на рынках, куда нормальный европеец вряд ли сунется, хотя бы из гигиенических соображений. И на эти взрывы мировое сообщество реагировало вяло; информационная ценность человеческой жизни разнится в десятки, сотни раз: если гибнут или попадают в переплет выходцы из «золотого миллиарда», это важно, это новость первого уровня; если местные, аборигены – это всего лишь новостной фон, острая приправа к основному блюду.

Так получилось, что этой осенью я был в «Обероях» – правда, не в Мумбаи, а в Дели и Шимле. Как раз в те дни, когда делийские рынки содрогались от ударных волн. Гибли жители убогих кварталов; в районе вилл, в дипломатическом квартале царил безопасный покой. Наблюдаемое в Индии казалось образом сегодняшнего мира: среди необустроенного, нищего пространства стоят настоящие крепости. Эти крепости никто не атакует; Индия страна самодостаточная, погруженная в себя: ты родился, чтобы жить в пыли и грязи? ну и ладно. А ты – для ярко освещенного дворца? и хорошо. Вот место «Обероев». Вот место собачьей конуры, в которой живет иссиня-черный человек в лохмотьях. Рядом по дороге едут «Бентли» и трехколесный рикша; никто никому не должен уступать, никто никого не презирает, никто никому не завидует. Как не завидуют обитатели лачуг постояльцам «Обероев».

Гость прекрасного отеля, в котором даже (даже!) можно полоскать рот водой из-под крана, попадает во внутренний двор за высоким забором, и необустроенная жизнь остается позади. Здесь высокие деревья, бурные цветы, английские газоны. Он делает следующий шаг, пересекает границу внутреннего входа – и влажная, липкая жара сменяется безупречной прохладой. Не верится, что где-то рядом густой и напряженный шум, после которого московские трассы покажутся примером деревенского покоя. Здесь вышколенная обслуга, атмосфера призвана напоминать о колониальном торжестве аристократии. В Дели окна «Обероев» выходят на чистенький гольф-клуб и городской парк, заросший, как джунгли. В Шимле отель этой сети расположен в сердцевине заповедника, на горе; на излете сезона дождей из долины может внезапно подняться туман, непроницаемый, как лица охраны; несколько секунд, и ты вообще перестаешь понимать: что вокруг? не Волшебная ли это Гора? есть ли какой-то другой, настоящий мир за пределами беспечной сказки? Что вы говорите? войны? Да не может быть. Полыхнуло на рынке? Это кто-то придумал. Есть только неподвижный бассейн и запах пряностей. Ничего другого просто нету.

И вот выясняется: есть. Даже в Индии, где, повторяю, социальная анархия, основанная на равнодушии к чужому, ослабляет чувство разрыва, смягчает ощущение непроходимой пропасти, которая раз и навсегда разделила преуспеяние и неудачу, успех и безнадежность. И можно сколько угодно утешать себя анализом произошедшего, говорить (справедливо) о том, что в Мумбаи, как ранней осенью в Дели, действовали исламисты, что бесчинствовали они не по социальным, а по религиозно-политическим соображениям, что это не классовый террор, но террор идеологический. Все равно. Возникает новый образ: образ мира, разорванного на две неравные части; мира, который пробовал спокойно отделить успешное меньшинство от неуспешного большинства, и потерпел сокрушительное поражение. Как ни отгораживались, ни обосабливались, встреча все равно состоялась. Правда, не в том формате, на который рассчитывали.

Какое все это имеет отношение к нам? Да вроде бы никакого. Наши бедные все же не такие бедные, как в Индии. Наши неуспешнее все же поуспешней тамошних. Наша рублевская роскошь оторвана, конечно, от корневого устройства обыденной жизни, но даже тут контраст не такой вопиющий; это не контраст «Обероев» с трущобами. Отношения сильного (экономически) меньшинства и слабого (социально) большинства пока еще сбалансированы. Но если продолжать политику доброжелательной сегрегации, обособляя первых от вторых, а вторых от первых; если откупаться от активных – правом на доступ к деньгам без права реального участия в политики, а пассивным рассказывать сказки о всемирном заговоре и усыплять их телевизионной сказкой, трещина будет нарастать. И Мумбай не Мумбай, Оберои не Оберои, а что-то нехорошее случится. Не оранжевая революция. Не революция роз. А какой-нибудь выплеск скопившего раздражения, бессмысленный и беспощадный, как всякая расплата за раскол.

Comments

( 21 комментарий — Оставить комментарий )
[info]vitaramm wrote:
28 Ноя, 2008 16:26 (UTC)
+1
Я была накануне, 25 ноября в отеле "Тадж Махал". И невероятные трущебы также видела. Но обратят ли свое внимание на Ваше высказывание те, кого это в первую очередь касается...
[info]solga wrote:
28 Ноя, 2008 16:48 (UTC)
знает ли история примеры, когда люди добровольно делятся своими деньгами - ну или возможностями - с теми, кто в их понимании относится к низшему классу? Я не имею в виду благотворительность, я имею в виду - коренное переобустройство существующей эконом. системы?
[info]grandtewton wrote:
28 Ноя, 2008 20:54 (UTC)
Западноевропейская социал-демократия образца 60-х-90-х.
[info]xo_x wrote:
28 Ноя, 2008 16:52 (UTC)
В Мумбаи не бывал, в Индии тоже... Пока не был. Дело не в этом. Всё дело действительно в растущей трещине между богатыми и бедными, банально звучит конечно, но это так. Во что выльется назревающая напряженность, можно только гадать. По соседству - в Непале, например, к власти пришли коммунисты-маоисты. О такой развязке не могла даже предположить правившая до этого монархия. Но, Непал теперь красный, факт.
Поэтому, как говорят у нас в деревне:
"Семнадцатый год не за горами!"
[info]vesel59 wrote:
28 Ноя, 2008 16:56 (UTC)
Браво!
[info]barbos100 wrote:
28 Ноя, 2008 17:00 (UTC)
Да, паралели прослеживаются явно. Тем более, если учесть что на Кавказе картина уже почти как там...
(без темы) - [info] - 28 Ноя, 2008 17:25 (UTC)
[info]arkhangelsky wrote:
30 Ноя, 2008 09:39 (UTC)
Re: торжество духовности
Здесь находился комментарий,в котором выражалась радость по поводу гибели "язычников" в Индии. Комментарий скрыт. В моем блоге подобные высказывания, неважно о ком, запрещены.
[info]a_i_z wrote:
28 Ноя, 2008 18:07 (UTC)
Спасибо!
Примерно об этом думала сегодня, когда слышала по радио про millionaire's fair - ярмарка тщеславия наших богатеев в Крокусе.
[info]melodiyamm wrote:
28 Ноя, 2008 21:26 (UTC)
И как же Вы правы.Разговоры о том, что когда в обществе появляются богатые и это неплохо, потому что бедные тоже будут жить лучше не всегда оправдан.Вернее оправдан в социально справедливой обществе: много работаешь- много получаешь.В стране, где меньшинство пашет на большинство, которое не производит, а только получает прибыль - приводит к глубокому расколу.Богатые не делятся с бедными.
Эта ли истинная причина разгула террора в Индии - расскажет время.
Но вопиющая беднота рядом с роскошью это не только аморально, но и бесчеловечно.
Понимают ли это те, кто купается в шампанском и бросает миллионы на свое тщеславное удовольствие?
[info]friday_13th wrote:
29 Ноя, 2008 12:12 (UTC)
а ведь такие выплески раздражения у нас уже случались, и не раз. Печально, что когда волна спадает, ситуация повторяется - до следующего потрясения. Сотни лет ничего не меняется. Изменится ли в будущем?
[info]ptaha_kryak wrote:
30 Ноя, 2008 05:46 (UTC)
А что самое страшное, с каждым витком " развития" человечества , такие факты становятся всё трагичнее ,страшнее.
(без темы) - [info]man_from_spb_32 - 1 Дек, 2008 00:41 (UTC)
[info]chunya_o wrote:
1 Дек, 2008 09:38 (UTC)
Статья замечательная, но, все-таки мне кажется, причина данных событий кроется не в социальном расслоении, а в религиозном. Это совершила группа подготовленных боевиков, а не “обитатели лачуг”. Мало информации о том, чего требовали боевики,
но вряд ли социального равенства.
[info]arkhangelsky wrote:
1 Дек, 2008 09:53 (UTC)
Но я в начале колонки предупреждаю: это не анализ ситуации, это повод для "параллельных" размышлений. Сами по себе боевики действовали из национально-религиозных соображений, конечно
[info]chunya_o wrote:
1 Дек, 2008 10:22 (UTC)
Ну ладно, пусть параллели. У нас ведь были и не параллели- взрывы домов в Москве и др. городах, захват “норд-оста”... Все-таки возмущение голодных ЛЮДЕЙ можно понять, но те, кто взрывает дома – уже НЕ ЛЮДИ.
А в общем, я со статьей согласна. Тем более понятно, что когда человек был в этом месте недавно, события по-особенному близки.
[info]22kapitan wrote:
1 Дек, 2008 19:47 (UTC)
Описанная выше политика вполне прагматична
для власти гб олицетворяющей «вменяемую силу» …
К сожалению общ. исторически неготовое контролировать власть ,
Власть недостаточно амбициозна кардинально , революционно на базе новых социологических технологий изменить общ. .
(без темы) - [info]dimanah_ru - 1 Дек, 2008 21:48 (UTC)
[info]fcitizen wrote:
2 Дек, 2008 07:56 (UTC)
Как сказал Жванецкий: "Нас должно быть меньше!" И в самом деле, не сможет Земля прокормить всех, даже гомогенизированными продуктами. Это раз. Второе: кроме благотворительности человечество не придумало более эффективного механизма перераспределения избыточных благ в пользу нуждающихся. Но этот механизм еще не стал нормой для всех, в школе бы ввести предмет: "Куда девать лишнее", а то учат всякой... Третье: не рыбу, но удочку, вот что надо нуждающимся. Но к сожалению, среди них много таких, кто не хочет удочку. А хочет рыбу. И вот тут-то и наступает великий момент истины: неравенство заложено в нас от рождения. Как биологическую несправедливость уравновесить социальной? Культурой?
(без темы) - [info]ptvp_official_r - 2 Дек, 2008 08:45 (UTC)
(без темы) - [info]mochalkina_ru - 2 Дек, 2008 17:35 (UTC)
(без темы) - [info]lime_in_molokor - 26 Дек, 2008 10:42 (UTC)
( 21 комментарий — Оставить комментарий )