Home

Реклама

Previous Entry | Next Entry

Девочки и смерть

  • 27 Июн, 2009 at 9:20 PM

На фестивале я успел посмотреть только три фильма. «Мелодию для шарманки» Муратовой, «Белую ленту» Ханеке и «Антихриста» Ларса фон Триера. О Триере разговор отдельный, хотя и в нем есть те же приметы сегодняшнего кино, что и у Муратовой с Ханеке: тема смерти и незаслуженного страдания, образы детей, религиозность, подчас на грани с богоборчеством, истерика. У Ханеке скрытая, у Муратовой явная и охотно эксплуатируемая. Герои Муратовой – несчастные чистые дети, которых нынешняя жизнь толкает к смерти (такие Титиль и Митиль у Христа на елке). Герои Ханеке - несчастные дети, из которых вырастут создатели Освенцима. И там, и там метафизическое зло разлито в атмосфере; у Муратовой оно сгущается в образы надрывных современников, у Ханеке – в чувство, что историю накрыла туча, а едва ли не главный виновник надвигающейся катастрофы - священник, подменивший веру порядком и обреченный остаться и без веры, и без порядка. Я не прочел перед просмотром аннотацию, но совсем не удивился, когда в конце сказали про начавшуюся Первую мировую. К чему-то такому дело неизбежно шло.
И того, и другую нужно посмотреть (без Триера лучше обойтись, если нервы плохие; кроме того, это все же не «Догвилль»). Вещи знаковые. При этом на Муратовой меня не покидало чувство, что а) фильм запросто, без малейшей потери смысла, можно сократить наполовину, б) если в ранних фильмах Муратовой невыносимые длинноты были оправданы тем, что она ныряла в бесконечный поток жизни и плыла, плыла, то теперь – нет, потому что она чувство потока утратила непоправимо. И стала автором отдельных сцен. Порой гениальных. Порой никаких. И самое ужасное, что (это в-третьих) ей, в общем-то, нечего сказать. Кроме того, что она ненавидит этот мир. Что буржуазность оказалась еще хуже прежнего. Что мы все злодеи. И суд Божий грянет. Это правда (насчет злодеев и суда). Но маловато будет на 2 с половиной часа кинорассказа. И после ее же «Трех историй». А у Ханеке, который тоже страшно длинен, я при всем желании не смог найти не то что сцены, не то что полуэпизода, но хотя бы кадра, который можно было бы усечь без того, что вся конструкция накренится.
Однако же к Муратовой зал был скорее благосклонен. Как к своей, доморощенной, пускай изломанной. А Ханеке скорей не принял. Боюсь, не только потому, что копия «Белой ленты» была ужасная, расфокусированная. Но и потому, что к подобному типу киноповествования, никак не связанному с привычными нам советским/антисоветскими манерами, далеко не все готовы. Я не про массового зрителя; он имеет право на попкорн и смехуечки; я про кинофестивальный зал. Особый, не случайный, где мало праздношатаев. Неужели не осталось качественной публики, считывающей полноценно сложное кино? Ее не набирается на один-единственный зал? Тогда дело плохо. В конце концов, без конкурентоспособных отечественных фильмов можно обойтись. Но без восприимчивого, подготовленного зрителя – куда?
Противоположную точку зрения на фильм Муратовой см.в блоге о. Максима Козлова</v:stroke></v:f></v:f></v:f></v:f></v:f></v:f></v:f></v:f></v:f></v:f></v:f></v:f></v:formulas></v:path></o:lock></font></v:shapetype></v:imagedata></v:shape>[info]</a>testis_mutus</span></span>.

Comments

( 34 комментария — Оставить комментарий )
[info]negippius wrote:
27 Июн, 2009 17:32 (UTC)
Насколько я помню, Муратова -яростная атеистка, и от этого её отчаяние ещё мрачнее и безнадёжнее: нет света в конце туннеля, и мы все обречены.
Если Бога нет,то всё позволено.Ведь так?
[info]ivs1958 wrote:
27 Июн, 2009 17:53 (UTC)
Атеистов не существует - все во что-то веруют.
[info]max_tuula wrote:
28 Июн, 2009 12:40 (UTC)
кто-то верует, а кто-то верит, и уж во всяком случае необязательно в бога (theos)
[info]aleks_5 wrote:
29 Июн, 2009 11:53 (UTC)
Только в большинстве случаев это не вера а суеверия
[info]aprilpowers wrote:
29 Июн, 2009 00:41 (UTC)
Давным давно о трёх историях я что-то такое писал... Вот тут:
http://kam.ru/users/GlaZZ/244
[info]arkhangelsky wrote:
29 Июн, 2009 06:17 (UTC)
Да,боюсь, что диагноз верный
[info]negippius wrote:
30 Июн, 2009 16:38 (UTC)
Спасибо за ссылку -прочла с удовольствием. Согласна со всем,что Вы написали.Муратову зря упрекают в жёсткости и даже жестокости,не она такова, а мир,который она изображает. Да,человек безумец на задворках планеты.Он ведёт себя как временщик,живя по принципу:после меня -хоть потоп. За что же его уважать? А Муратова даже жалеет. Нет-нет,она настоящая гуманистка, и зря на неё нападают.
[info]aleks_5 wrote:
29 Июн, 2009 11:47 (UTC)
Совершенно верно, и нужно успеть взять от жизни как можно больше или как внушает реклама - всё. Но обречены не все, а те кто думают как Муратова.
[info]negippius wrote:
30 Июн, 2009 16:10 (UTC)
"...кто думают,как Муратова". А Вы знаете,ЧТО она думает? Завидую.Она очень умный человек,и хотелось бы знать, о чём она думает и что её тревожит.
Мне нравятся её творчество,и мне кажется она достаточно добра к людям.
[info]mat_i_macheha wrote:
29 Июн, 2009 15:15 (UTC)
Да, но почему-то фильмы этой атеистки пронизаны такой болью за человека слабого, униженного, вытолкнутого отовсюду, какая иным т.н. "гуманистам" и не снилась.
[info]negippius wrote:
30 Июн, 2009 16:12 (UTC)
Знаете, мне кажется,что можно быть праведником, не будучи верующим, и наоборот.
Муратова - яркий талатливый Художник, и её творчество служит Добру.
[info]mat_i_macheha wrote:
30 Июн, 2009 17:49 (UTC)
Абсолютно согласна, именно это я и хотела сказать. "Мелодия для шарманки" на меня произвела огромное впечатление. И не ненависть к миру у нее, а честность.
[info]negippius wrote:
30 Июн, 2009 18:58 (UTC)
Муратова всегда честна со зрителем.Думаю, именно этим она и раздражает многих своих коллег,хотя и зависти к её профессионализму много.Увы,человек слаб.
[info]namastescop wrote:
27 Июн, 2009 17:34 (UTC)
А откуда взяться этому восприимчивому, подготовленному зрителю?
[info]mat_i_macheha wrote:
27 Июн, 2009 18:12 (UTC)
Подскажите, пожалуйста, адрес блога о.Максима Козлова.
[info]predsedatel1 wrote:
27 Июн, 2009 18:29 (UTC)
Просто очень толковый анализ.
[info]eliseeva_e wrote:
27 Июн, 2009 18:59 (UTC)
Вот ведь, чувствуется боль зрителя за кинематограф, так делайте что-нить для уменьшения криминально-сюрливого кинохлама, критикуйте их яростнее, чтобы пробило на ответственность за плоды своего труда, наши дети на улицах в маньяков играют, а вы ждете вдумчивую публику!
[info]defenseuse wrote:
27 Июн, 2009 19:24 (UTC)
Спасибо за слово о Муратовой, наконец-то нашла единомышленника. Это действительно ужасно, но сказать ей нечего уже давно. На честном слове и на одном крыле ползет...
[info]alexanderbasov wrote:
29 Июн, 2009 19:42 (UTC)
Единомышленноков у вас много...
Муратова - это давно пустой ларчик.
А потом, если раньше казалось, что она скрывает, или даже подавляет эмпатию ради эстетического эффекта. то теперь всем ясно:
эмпатия ей несвойственна в приницпе. Люди - уроды. Вот генеральная идея. Причем они уроды, независимо от мыслей, убеждений. качеств. Уроды по определению. Все.
[info]negippius wrote:
30 Июн, 2009 16:15 (UTC)
Люди - уроды во всех фильмах Балабанова, а Муратова любит людей, и фильмы у неё замечательные."Настройщик",например, по-чеховски тонкая и интеллигентная картина.
Мне кажется это таким очевидным,хотя о вкусах не спорят - их навязывают.
[info]natalie_ns wrote:
27 Июн, 2009 19:29 (UTC)
Спасибо!
[info]osya135 wrote:
27 Июн, 2009 19:44 (UTC)
а нашей документалки там вообше не было...зато европейская на ура...они снимать умеют... а у нас что кроме Манского и его Девственности неужели показывать больше не чего?
[info]apanfilova wrote:
27 Июн, 2009 22:08 (UTC)
ну, "избранность" фестивальной публики, это тоже, большой вопрос.Равноценное - предположить, что в библиоглобксе сплошные любители хорошей литературы...Вдмчивый зритель,это такая же редкость,как и вдумчивый художник. Но,иногда они находят друг друга;))
[info]blackhippoo wrote:
28 Июн, 2009 06:30 (UTC)
"Антихрист"
очень жду "отдельного разговора", то есть записи в вашем блоге.
[info]arkhangelsky wrote:
28 Июн, 2009 14:29 (UTC)
Re: "Антихрист"
Чуть позже
[info]marisanna wrote:
28 Июн, 2009 12:27 (UTC)
Все очень точно, со всем согласна.
Один вопрос - ну почему от современного "восприимчивого, подготовленного зрителя" требуются стальные нервы, чтобы смотреть хорошие фильмы? Иными словами, мне непонятно, почему режиссеры так склонны к жестокости? Будем надеяться, что только на экране.

PS Вопрос не риторический.
[info]arkhangelsky wrote:
28 Июн, 2009 14:30 (UTC)
Вопрос важный, дайте подумать над ответом
[info]arkhangelsky wrote:
3 Июл, 2009 19:02 (UTC)
Простите за молчание. Быть жестоким и выразительным - проще, чем выразительным - и не жестоким. Сила эмоционального воздействия вырастает в разы, если ударить по нервам. Это ответ "от профессии". Если отвечать "от личности"... художники всегда заглядывают за край. ТОлько писатели могут позволить себе роскошь умолчать об увиденном, выбросить написанный кусок, а режиссер обречен оставлять отснятое в ленте. И, конечно же, истероидность почему-то стала нормой для многих людей искусства. Дальний отголосок романтического мифа, с наразбавленным осадком декадентской эпохи.
[info]13_june wrote:
28 Июн, 2009 17:19 (UTC)
что касается Ларса фон Триера,то такое впечатление,что он превзошел сам себя,причем далеко не в положительном смысле.После "Танцующей в темноте" и "Рассекая волны" "Антихрист" кажется немыслимым...
Александр,а что такое лично для вас "восприимчивый зритель"?Хотя бы в общих чертах,если можно.
[info]negippius wrote:
30 Июн, 2009 16:20 (UTC)
Ларс фон Триер -великий провокатор, и всеми своими картинами он это доказал.Последняя,видимо,"апофеоз катарсиса"(так пишут мои ученики).
Мне кажется,он разочарован в человечестве и мало его уважает,поэтому позволяет себе такие жестокие эксперименты со зрительским сознанием.Хотя,согласитесь, мы заслуживаем такого отношения.Но и разочарованный Триер остаётся крупным художником.
[info]13_june wrote:
30 Июн, 2009 17:06 (UTC)
"жестокие эксперименты со зрительским сознанием" действительно имеют место быть.Вопрос-с какой целью?Чтобы зритель осознал,насколько он жалок,слаб,несовершенен и озлоблялся на окружающих еще больше?А может быть,провокация совсем в другом?И визуальный ряд жестокостей преследует совсем другие цели,призыв которых в следующем:зритель,задумайся!вернись к себе!обрети лицо человеческое!опомнись,наконец!
Ведь вспомните опять-таки"Танцующую в темноте".Триер в этом фильме "разочарован в человечестве"?Не думаю.Скорее,наоборот.Фильм потрясает своей подлинностью и абсолютно достоверно передает материнскую жертвенность и всепоглощающую любовь к сыну.Ведь Сэльму (героиню Бьорк) уже не страшит полная темнота небытия,т.к.сын ценой ее жизни обретает свет.Осуществлен экзистенциальный прорыв,смерть в ее сознании-столь малая плата за полноценную жизнь сына,что героиня Бьок принимает ее с песней на устах...
А вы говорите-"разочаровался в человечестве"...Пока есть такие,как Сэльма,человечество не переведется.
Впрочем,надо "Антихриста"посмотреть наконец полностью,а то я видел лишь частями...
[info]negippius wrote:
30 Июн, 2009 18:55 (UTC)
Я большая поклонница творчества Триера: люблю "Разрезая волны",была потрясена "Догвилем", несколько раз смотрела"Идиотов". Согласна,что он кричит,призывает нас задуматься,опомниться.Но и разочарование с отчаянием тоже вижу.Но это не умаляет всех достоинств творчества фон Триера.
Правда,признаюсь,что "Антихриста" вряд ли буду смотреть.Уверена,что картина сильная(других у этого режиссёра нет),но нервы уже не те,да и душевных сил осталось маловато.Думаю, это кино для мужественного зрителя.Увы,я уже не в этой категории.
( 34 комментария — Оставить комментарий )