Вы читаете журнал [info]arkhangelsky

Previous Entry | Next Entry

Шуток не понимают



Сегодня должен состояться суд над издательством ОГИ и гуманитарным ресурсом Романа Лейбова Рутения по иску Алены Галич - за то, что в рамках исследования (!) о поэзии 60-х на Рутении была помещена подборка стихов Галича без ведома наследников. Рутения поступила невежливо, могли бы и позвонить. Но Галич и Российское Авторское Общество поступили в ответ убийственно; подборка была стерта по первому требованию, но иск на миллион рублей остался неприкосновенным.
Однако тут наметился еще один сюжет, еще убийственней.
В Саратове, тиражом 1000 экз., вышла пародийная книжка Л. Гурского "Роман Арбитман. Второй президент России". Стилизующая биографию в серии "ЖЗЛ", соответственно и на обложке - пародийно воспроизводящая серийные элементы.


Молодогвардейцы требуют от провинциального издателя - тоже миллион. Что это значит для литераторов дотационного Саратова, думаю, пояснять не надо.
Обращаюсь (как автор серии ЖЗЛ) к своим издателям - ребята, побойтесь Бога!  К другим авторам этой серии - Диме Быкову, Алексею Варламову, Захару Прилепину: толкните издателя в бок!

Comments

( 18 комментариев — Оставить комментарий )
[info]esher2009 wrote:
12 Окт, 2009 08:55 (UTC)
Саратовские молодогвардейцы копают не под Романа Эмильевича, а под людей с которыми он в Саратове, по всей видимости, дружен и сотрудничает. Так называемая оппозиция "главной и единственной". Эта "политика" уже на протяжении нескольких лет забавляет всех саратовцев.

К тому же он уже долгое время последовательно борется с произволом, который творится в классическом университете, чем тоже переходит дорожку "косолапым".

Плюс его участие в местечковом "кошерном скандале".

В Саратове вся политтусовка (элитой ЭТО язык не поворачивается назвать) против кого-нибудь с кем-нибудь "дружит".
[info]esher2009 wrote:
12 Окт, 2009 09:01 (UTC)
Вот ведь забавно перепутал издательство и молодежную организацию :) Однако ошибка все равно по Фрейду вышла.
[info]nabatnikova1 wrote:
12 Окт, 2009 08:55 (UTC)
Им так долго внушали: надо бороться за "правовую культуру", что теперь они учиняют суд в собственном - не то что цеху, а просто в собственном гнезде! Действительно, тут только и остаётся призвать: побойтесь Бога!
[info]olbening wrote:
12 Окт, 2009 09:16 (UTC)
К сожалению, самые жадные - наследники авторов, а не сами авторы.
Хотя бывают и приятные исключения. Все права соблюдать надо, но в системе приведенной логике невозможно ни исследование текстов, которым еще не исполнилось "нужное число лет", ни пародия как жанр - она ведь всегда использует элементы или форму предмета иронии.

Иногда усердие превозмогает рассудок, а если еще и денег очень хочется...
[info]stroler wrote:
12 Окт, 2009 09:19 (UTC)
Если эта книга - пародия, то статьёй 1274..п.3 ГК РФ. части 4 утверждается
Создание произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии, либо в жанре карикатуры на основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения и использование этой пародии либо карикатуры допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права на оригинальное произведение и без выплаты ему вознаграждения.
Осталось доказать, что это - пародия и карикатура "в одном стакане", включая обложку.
[info]tolko_lastochka wrote:
12 Окт, 2009 09:30 (UTC)
ИМХО ничего страшного ни в том, ни в другом случае не случилось.
поданы заявления в суд, суд и разберется.требовать по иску можно и миллион, но не факт что иск удовлетворят хоть в какой-то мере.
[info]leonidia wrote:
12 Окт, 2009 10:13 (UTC)
Вообще, идиотизм. Я абсолютно не разделяю мнения, что у потомков автора, которого уже давно нет в живых, надо спрашивать позволения на изучение его творчества.
[info]kuznetsov wrote:
12 Окт, 2009 10:24 (UTC)
Александр, а вы как считаете: интеллектуальная собственность - правильный, справедливый институт или нет? Если считаете, чито правильный и справедливый, то ваши инвективы - это результат недомыслия (ну, или лицемерия, во что я не верю). Если же считате, что неправильный и несправедливый, то могу предложить поучаствовать в одном проекте, направленном на разъяснение вашей позиции.

(Только не говорите, что "частично правильный, а частично неправильный" или "в одних обстоятельствах правильный, а в других неправильный". Грабеж или изнасилование (а также право на защиту от грабежа и изнасилования) не может быть "частично справедливым" или "правильным в определенных обстоятельствах".)
(Удалённый комментарий)
[info]kuznetsov wrote:
12 Окт, 2009 11:19 (UTC)
Чем же характерна стадия истории, на которой мы находимся, чтобы авторские права (как принцип) ей соответствовали?

И правильно ли, по-вашему, чтобы принцип, в соответствии с которым можно отнимать у людей их имущество и сажать их в тюрьму, был хорош для одной стадии истории и нехорош для другой? Ну, скажем, запрет на воровство или изнасилование (за нарушение этих запретов наказания весьма велики) может зависеть от стадии истории?
(Удалённый комментарий)
[info]kuznetsov wrote:
12 Окт, 2009 11:53 (UTC)
Я бы не стал отождествлять отсутствие авторского права с фольклорными принципами. Это все-таки довольно поздний феномен, а книжный и художественный бизнес (с неанонимным авторским творчеством) существовал и нормально развивался и до возникновения и разработки авторского права.

Здесь есть некоторая путаница понятий. говоря об асторском праве я не имею в виду запрет на неправильное указание автора произведения, плагиат и т.п. Я имею в виду право автора запрещать распространение копий своих работ даже в том случае, если автор указывается правильно. Поэтому я говорю об "интеллектуальной собственнсти", а не об "автоском праве". На самом деле это никакое не право собственности, а монопольная привилегия - подобная запрету, скажем, на торговлю каким-либо товаром всем, кроме одной конкретной компании. Эта штука несовместима с настоящим правом собственности.

Но это я уже в дебри залез. Вашу позицию, кажется, понял. Спасибо.
[info]yu_buida wrote:
12 Окт, 2009 14:51 (UTC)
Суд уже состоялся: http://www.lenta.ru/news/2009/10/12/galich/
(Удалённый комментарий)
[info]yu_buida wrote:
12 Окт, 2009 14:57 (UTC)
Вообще-то РАО этим людоедством и живет.
[info]elenco wrote:
12 Окт, 2009 22:15 (UTC)
Интересно, почему наследники галича против опубликования его стихов?
вообще бы наследников следовало отменить. никакого отношения к поэзии своих пра они не имеют.
[info]smorodinov wrote:
13 Окт, 2009 02:40 (UTC)
Уточним данные
"Пародия как жанр может исчезнуть, а пародисты - оказаться на скамье подсудимых", - казалось бы, что может быть неправдоподобнее этого утверждения? Однако всегда найдутся "гвардейцы", желающие "сказку сделать былью".
Саратовский писатель Роман Арбитман под псевдонимом Лев Гурский написал фарсовую книгу "Роман Арбитман. Биография второго президента России", где, пародируя форму мемуаристики и документалистики, представил вторым президентом России не кого иного, как... Романа Арбитмана. Это шуточное произведение издало волгоградское ООО "ПринТерра", оформив его в пародийном ключе: в частности, оно использовало узнаваемые элементы оформления нескольких серийных изданий - прежде всего серии "Жизнь замечательных людей".
Книга вышла, и издательство "Молодая гвардия", являясь правообладателем товарного знака ЖЗЛ, подало в прокуратуру заявление на "ПринТерру" с просьбой возбудить уголовное дело по факту нарушения авторских прав в оформлении издания. Однако 30 января сего года столичному издательству было отказано в возбуждении дела ввиду отсутствия состава преступления. Действительно, книга пародийная, она не может относиться к серии ЖЗЛ по причине ее фарсового содержания, обложка хотя и похожа на оформление книг серии ЖЗЛ, но весьма от него отличается. Налицо пародия, а не попытка представить книгу так, якобы она действительно вышла в знаменитой серии. На обложке не только другая эмблема (вместо факела две руки), но и другое имя серии.
Но на этом дело не закончилось. 5 октября "Молодая гвардия" подала иск уже в арбитражный суд, требуя уничтожения всех восьмисот экземпляров книги и оценив ущерб в размере одного миллиона рублей. Сам Роман Арбитман сообщил мне по телефону, что считает данный иск абсурдным, ибо книга написана в жанре политической пародии, с чем и связано оформление ее обложки.
Теперь посудите сами, можно ли считать книгу ЖЗЛовской, если на обложке крупными литерами написано: "Библиотека приключений замечательных людей"? Можно ли считать ЖЗЛовской биографией повествование о том, как Роман Арбитман был президентом России в 2000-2008 гг., а потом... улетел в космос, уступив пост главы государства шоумену Гарику Харламову?..
Все вышеописанное вполне подходит под определение пародии, т.е. комического подражания, а согласно Гражданскому кодексу РФ (часть 4, статья 1274, пункт 3), создание и использование пародии "допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права на оригинальное произведение и без выплаты ему вознаграждения". По словам директора "ПринТерры" Андрея Тужилкина, "Молодая гвардия" впервые в истории хочет поставить пародию вне закона.
Так есть ли юридическая граница между контрафактом и пародией и где она пролегает? В скором времени волгоградскому арбитражному суду придется ответить на эти вопросы. А пока будем надеяться, что судебное решение не создаст прецедента, который сможет поставить под сомнение законность пародии вообще.
[info]arkhangelsky wrote:
13 Окт, 2009 07:04 (UTC)
Re: Уточним данные
Спасибо за уточнения. Совершенно с Вами согласен
[info]inna12345 wrote:
13 Окт, 2009 12:59 (UTC)
Родную дочь от своего первого брака, Алену, Саша тоже, вероятно, любил. Видел он ее крайне редко, в Галичевском дому встретить Алену было весьма затруднительно. Ни в будни, ни в праздники.
=======
Галина Шергова вспоминает... Но авторское право - свято...
[info]bratorm wrote:
18 Окт, 2009 21:13 (UTC)
Будущее за свободным контентом. Дельцы уже перегибают палку, имхо
[info]cherepahova wrote:
21 Ноя, 2009 16:06 (UTC)
Абсолютно с Вами согласна
И к тому же, очень жаль, что произведения Галича ограничены в распространении. Во многом именно из-за этого автора знает все меньшее количество людей среди молодого поколения, в то же время Высоцкого и Окуджаву отлично помнят.
( 18 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

[info]arkhangelsky
arkhangelsky

Latest Month

Май 2012
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Счетчик

Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner